В рамках лабораторной работы по биологии для 8 класса можно провести опыт, который поможет ученикам лучше понять, как происходит пульсация артерий и почему пульс связан именно с колебаниями стенок артерий, а не просто с толчками крови.
Цель опыта: Показать, что пульс это результат расширения и сужения стенок артерий, вызванного сердечными сокращениями.
Оборудование и материалы:
- Тонометр (механический или электронный).
- Часы или секундомер.
- Блокнот и ручка для записи результатов.
Ход работы:
Подготовка:
- Выберите для измерения пульса запястье, где легко прощупывается пульс (обычно это левое запястье).
- Успокойтесь, сядьте и отдохните 5-10 минут перед началом измерений.
Измерение пульса:
- Найдите пульс на запястье, положив указательный и средний пальцы на внутреннюю сторону запястья снизу от основания большого пальца.
- Используйте секундомер для подсчета количества ударов в течение одной минуты. Запишите результат.
Использование тонометра:
- Оберните манжету тонометра вокруг предплечья так, чтобы нижний край манжеты находился примерно на 2-3 см выше локтевого сгиба.
- Надуйте манжету до тех пор, пока давление в ней не станет немного выше обычного систолического давления (например, до 120 мм рт. ст.).
- Медленно спускайте воздух из манжеты и слушайте звуки Короткова через стетоскоп или обратите внимание на показания электронного тонометра.
Объяснение:
- Пульсация, которую вы чувствуете под пальцами, это расширение артерии, вызванное каждым сердечным ударом, когда сердце выталкивает кровь в артерии. Это не просто толчок крови, а ритмичное изменение диаметра артерии.
- При использовании тонометра вы можете наблюдать, как артериальное давление меняется с каждым сердечным ударом, что также подтверждает, что пульс связан с изменениями в стенках артерий, а не просто с движением крови.
Заключение:
Этот опыт помогает понять, что пульс — это не только перемещение крови, но и динамическое изменение состояния артерий под воздействием сердечных сокращений. Это важное наблюдение для понимания работы сердечно-сосудистой системы.